Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияПузанков И. А.«У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Пузанков И. А.

«У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3
Пузанков Илья Андреевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Аспирант

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Пузанков И. А. «У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Том. 14. № 4. С. 41-61.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3. EDN: ACDNHI

Рубрика:

Полевые исследования

Выражение признательности

Исследование реализовано при поддержке факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Аннотация:

Статья посвящена анализу современного казачества (на примере кубанского), в частности его коллективной идентичности сквозь призму комплекса теоретических подходов: теории маскулинности (в измерениях гегемонности и милитаризованности). Эмпирически коллективная идентичность казачества реконструируется через нарративы представителей Кубанского казачьего войска. В статье предлагается категоризационный контур современной коллективной идентичности казачества. Центральным элементом социальной идентичности современного казачества остается исторический паттерн милитаризованной маскулинности, который значимо насыщен аффективными переживаниями информантов в процессе вербализации определенных смысловых категорий. Наличие такого переживания в опыте и нарративе обеспечивает интериоризацию казаками специфических оснований коллективной идентичности.

Ключевые слова:

кубанское казачество; милитаризованная маскулинность; аффект; идентичность; нарративная идентичность

Литература:

  • Берберова К.К. Типологические особенности маскулинных конструктов: социокультурный анализ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 30—35. EDN: RRUCNZ
  • Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Вопросы казачьей истории и культуры. 2002. С. 45—59.
  • Васильев И.Ю. Российское казачество: место в истории // Национальные приоритеты России. 2019. Т. 33. № 2. С. 6—12. EDN: SGQEZC
  • Горбатенко Н.С., Сидоренков А.В. Концептуальные компоненты подхода теории социальной идентичности к изучению групп // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 4. С. 112—116.
  • Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Что такое «маскулинность»? Понятийные отмычки критических исследований мужчин и маскулинностей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 6. С. 48—73. DOI: https://doi.org/10.14515/MONITORING.2018.6.03 EDN: VWSALC
  • Рождественская Е.Ю. Социологическая концептуализация маскулинности // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 15—25.
  • Рябова Т.Б., Рябов О.В. «Настоящий мужик»: о гендерном измерении символической политики // Женщина в российском обществе. 2011. № 3. С. 68—72. EDN: OJMXLP
  • Хитрук Е.Б. Концепция гегемонной маскулинности в теории Рэйвин Коннелл: от XX к XXI столетию // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 4. С. 8—30. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.4.5526 EDN: YLBEJJ
  • Bens J., Diefenbach A., John T., et al. The Politics of Affective Societies: An Interdisciplinary Essay // EmotionCultures. Bielefeld: Transcript Verlag, 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.14361/9783839447628
  • Bourdieu P. Die maennliche Herrschaft // Ein alltaegliches Spiel. Geschlechterkonstruktion in der Sozialen Praxis / Ed. by I. Doelling, B. Krais. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1997. P. 153—217.
  • Connell R., Messerschmidt J.W. Hegemonic Masculinity: Rethinking the Concept // Gender and Society. 2005. Vol. 19. № 6. Р. 829—859. DOI: https://doi.org/10.1177/0891243205278639
  • Karakayali S. Feeling the Scope of Solidarity: the Role of Emotions for Volunteers Supporting Refugees in Germany // Social Inclusion. 2017. Vol. 5. № 3. Р. 7—16. DOI: http://dx.doi.org/10.17645/si.v5i3.1008
  • Kymlicka W. Solidarity in Diverse Societies: Beyond Neoliberal Multiculturalism and Welfare Chauvinism // Comparative Migration Studies. 2015. Vol. 3. № 1. P. 1—17. DOI: https://doi.org/10.1186/S40878-015-0017-4
  • Massumi B. Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham: Duke University Press, 2002. P. 23?45. DOI: https://doi.org/10.5860/choice.40-1946
  • Mazzarella W. Affect: What is it Good for? // Enchantments of Modernity: Empire, Nation, Globalization / Ed. by S. Dube. New York: Routledge, 2009. Р. 291—309. DOI: http://dx.doi.org/10.1201/9781003071020-13
  • Moghaddari S. The Affective Ambiguity of Solidarity: Resonance Within Anti-Deportation Protest in the German Radical Left // Critical Sociology. 2020. Vol. 47. № 2. Р. 235—248. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0896920520932661
  • Reid A., Deaux K. Relationship Between Social and Personal Identities: Segregation or Integration // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. № 71. Р. 1084—1091. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.71.6.1084
  • Roach J., Billman D. Issues in the Multiply Representation of Social Groups // Bulletin of the Psychonomic Society. 1993. Vol. 31. № 5. P. 84—97.
  • Somers M. The Narrative Constitution of Identity: a Relational and Network Approach // Theory A. Society. 1994. Vol. 23. № 5. P. 605—649.
  • Tapscott R. Militarized Masculinity and the Paradox of Restraint: Mechanisms of Social Control under Modern Authoritarianism // International Affairs. Vol. 96. № 6. P. 1565—1584. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/ia/iiaa163
  • Tajfel H. Social Categorization // Introduction ? la Psychologie Sociale / Ed. S. Moscovici. 1972. № 1. P. 272—302. DOI: https://doi.org/10.1002/EJSP.2420030103

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 14. № 4.
>> Архив журнала